О состоянии образовательного процесса
в 2023/2024 учебном году, перспективах
и приоритетах развития учреждения
образования в 2024/2025 учебном году
В 2023/2024 учебном году приоритетными задачами Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 2» являлись создание условий для динамичного развития учреждения образования, совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования, развитие идейно-нравственных и гражданских качеств личности, укрепление учебно-материальной базы учреждения образования.
Нормативной основой для деятельности учреждения образования является Устав Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 2», внутришкольные локальные акты, составленные в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, с нормативными правовыми документами по вопросам общего среднего образования, государственными программами.
Последовательно проводились мероприятия по обеспечению повышения качества образования, совершенствования материально-технической базы школы.
В 2023/2024 учебном году обучалось 239 учащихся: на I ступени – 101, на II ступени – 107, на III ступени – 31 учащийся. Организована работа 14 классов, учреждение образования работает в две смены. Средняя наполняемость классов составляет 17,1 учащихся, для учащихся I – II классов открыты 2 группы продленного дня численностью 55 учащихся, отмечается сохранение контингента в течение учебного года, увеличение средней наполняемости классов на первой и второй ступенях общего среднего образования, рост количества учащихся на 1 педагогического работника – 9 учащихся.
Справочно. Количество учащихся
2020/2021 учебный год – 220; 2021/2022 учебный год – 229;2022/2023 учебный год - 241
На основании Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому, на основании приказа начальника управления по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета «О получении общего среднего образования на дому» в 2023/2024 учебном году организовано получение общего среднего образования на дому 2 учащимся XI класса Гуку Никите Олеговичу и Пилат Валерии Григорьевна.
Прием, перевод и отчисление проводятся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о порядке отчисления для перевода, перевода обучающихся и восстановления лиц для продолжения получения образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2022 № 516. Имеются заявления законных представителей обучающихся, приказы о приеме, переводе, отчислении, протоколы педагогического совета, сводные ведомости успеваемости, личные карточки обучающихся. Ведутся алфавитные книги записи учащихся. Данные документы оформлены в соответствии с требованиями.
В учреждении образования обеспечен подвоз учащихся к месту учебы и обратно в соответствии с решением Клецкого районного исполнительного комитета.
Учреждение образования укомплектовано кадрами на 100%. Образовательный процесс в учреждении осуществляли 27 педагогов, из них 23 (85,2 %) имеют высшее образование, 4 (14,8 %) - среднее специальное образование. Педагогический стаж до 5 лет имеют 3 педагога (11,1 %), от 5 до 10 лет – 0 (0 %), от 10 до 15 лет – 4 (14,8 %), от 15 лет и более – 20 педагогов (74,1 %). Из 27 педагогических работников: 5 – пенсионеры (18,5 %), 2 – молодых специалиста первого года работы (7,4 %), 1 – молодой специалист второго года работы (3,7 %).
Высшую категорию имеют 9 педагогов (33,3 %), первую – 14 (51,9 %), 4 педагога (14,8 %) не имеют квалификационной категории (молодые специалисты, библиотекарь).
В учреждении образования создана аттестационная комиссия, которая функционирует в соответствии с Інструкцыяй аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выклыдчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101. Документация по проведению аттестации педагогов ведется в соответствии с нормативными правовыми документами, разработан перспективный план аттестации педагогических работников на период с 2020 по 2025 годы. Заседания аттестационной комиссии протоколируются. Состав аттестационной комиссии определен приказом руководителя учреждения образования «Об утверждении состава аттестационной комиссии в 2023/2024 учебном году».
В 2023/2024 учебном году прохождение процедуры аттестации на присвоение высшей квалификационной категории в Минском областном институте развития образования прошел 1 педагог.
Воспитателю группы продленного дня Наневич Т.Н. 27.10.2023 присвоена высшая квалификационная категория по должности «Воспитатель». Учителю начальных классов Чупахиной И.В. 11.06.2024 присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель».
Справочно. Квалификационный уровень
2020/2021 учебный год – высшая квалификационная категория – 1 чел.; первая квалификационная категория – 4 чел.
2021/2022 учебный год – 0 чел.
2022/2023 учебный год – высшая квалификационная категория –1 чел.
Имеется резерв на получение высшей квалификационной категории – 5 человек (стаж работы в 1 категории более 10 лет).
Педагоги учреждения образования повышают свой профессиональный уровень, участвуя в различных мероприятиях по повышению квалификации. В 2023/2024 учебном году Титко Ж.Г., учитель истории и обществоведения, прошла обучение на дистанционных курсах; библиотекарь Горбач Л.А., директор Соловей Л.С., воспитатель группы продленного дня Наневич Т.Н., социальный педагог Романовская В.С., учитель трудового обучения Шейко А.Н., учитель английского языка Бурак А.П., учитель химии Панасюк Ю.С., учитель начальных классов Груша В.И. прошли курсы повышения квалификации на базе Минского областного института развития образования; учитель физической культуры и здоровья Шейко А.Н. прошел курсы повышения квалификации в Белорусском государственном университете физической культуры.
Целью методической службы учреждения образования является обеспечение личностно-профессионального развития педагогов, формирование и совершенствование педагогического мастерства и творчества как условие успешной реализации задач, стоящих перед учреждением образования.
Методическая работа в учреждении осуществляется через работу 4 учебно-методических объединений: учебно-методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня, учебно-методическое объединение учителей естественно-математического цикла, учебно-методическое объединение учителей общественно-гуманитарного цикла, методическое объединение классных руководителей, Школа молодого учителя.
Ведущим компонентом совершенствования профессионального мастерства учителя является процесс промежуточного и итогового контроля. Серьезным направлением методической работы является совершенствование педагогического мастерства через подготовку, проведение и посещение открытых уроков и мероприятий. Открытые уроки с использованием компьютерных технологий, проектных и исследовательских методов, технологии развития критического мышления были даны при проведении районных учебно-методических объединений для учителей района по трудовому обучению, истории, английскому языку, географии, математике, учителей-дефектологов, школы руководителей школьных учебно-методических объединений «Пульс», школы молодого учителя «Поиск».
При проведении мероприятий методических объединений и методической недели используются новые активные формы работы: творческие отчеты, мастер-классы, семинары-практикумы. Рост профессионализма учителей способствует повышению качества и эффективности образования, развитию и саморазвитию гармоничной личности, способной к творчеству. В 2023/2024 учебном году учителя начальных классов и учитель биологии приняли активное участие в областной дистанционной олимпиаде для педагогических работников «Профессиональная компетентность педагога». Однако, следует отметить, что ни один из учителей не был отмечен дипломом.
В 2023/2024 учебном году к работе приступили два молодых специалиста: учитель физической культуры и здоровья Ковалевский М.А. и социальный педагог Романовская В.С. С целью оказания учебно-методической помощи молодым педагогам, выявления затруднений в педагогической практике, формирования творческой индивидуальности молодых педагогов в учреждении образования организована Школа молодого учителя. За молодыми специалистами приказом директора закреплены учителя-наставники, заместителем директора по учебной работе организованы занятия Школы молодого учителя.
Для осуществления образовательного процесса используются: библиотека, спортивный зал, 2 обеденных зала, 13 учебных кабинетов, один компьютерный класс с комплектацией 12+1, лингафонный кабинет с комплектацией 8. Учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью. Имеется пищеблок и обеденный зал на 60 посадочных мест. Пищеблок достаточно обеспечен технологическим и холодильным оборудованием, которое находится в исправном состоянии. Охват учащихся горячим питанием в 2023/2024 учебном году составляет 99,3%. Учащимся группы продленного дня обеспечено трехразовое питание. В учреждении образования соблюдается воздушный, световой и тепловой режимы, выполняются санитарно-гигиенические требования к школьной мебели и всему учебному оборудованию.
Для решения задач комплексной информатизации образовательного процесса в учреждении образования имеется 1 мультимедийный проектор, 1 интерактивная доска, 4 ксерокса, 2 сканера, 3 мультиборда, 7 современных телевизоров, 8 принтеров, 30 компьютеров с выходом в интернет. Работает школьный сайт – sch-2@kletsk-asveta.gov.by.
В учреждении имеется высокоскоростное подключение к сети Интернет, система видеонаблюдения оснащена 6 камерами. В учреждении образования внедрена компьютерная программа «МАПСОФТ» по учету продуктов питания, составлению ежедневных меню-раскладок, анализу норм питания. Внедрен сервис «Электронный дневник/Электронный журнал» на платформе «Znaj.by».
Во всех учебных кабинетах учителями созданы медиатеки, которые постоянно пополняются. Учителя активно используют на уроках ЭСО.
Обеспеченность согласно Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования» следующая: оснащенность кабинета химии составляет 89 %, физики – 97 %, кабинета технического труда – 75 %, кабинета обслуживающего труда – 83 %, спортивным оборудованием – 98 %. Все учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью.
Руководители учреждения образования (директор и заместители), секретарь, служба СППС, учитель-дефектолог, библиотекарь, оператор ЭВМ имеют в своих кабинетах компьютеры, которые используют в работе. В электронном виде ведется документация по организации питания учащихся, проводится работа с программами по учету отсутствующих, «Кадры».
Обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями составляет 100%. Библиотека учреждения образования компьютеризирована, ведется работа с программным комплексом «Библиограф».
В учреждении образования определены основные направления работы по охране труда. Составлен план мероприятий по соблюдению пожарной безопасности. С работниками своевременно проводятся инструктажи по охране труда, пожарной безопасности. По мере необходимости обслуживающий персонал обеспечивается спецодеждой. Учреждение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Регулярно осуществляется контроль состояния учебного и спортивного оборудования, зданий и сооружений с составлением соответствующих актов и оформлением журналов. Искусственная освещенность соответствует санитарным нормам.
Планирование учебного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования на основе типового учебного плана средней школы. Образовательный процесс осуществляется в режиме пятидневной учебной недели. В шестой школьный день проводится физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая и другая воспитательная работа, факультативные занятия.
Режим работы утвержден руководителем учреждения образования.
Расписания учебных и факультативных занятий, объединений по интересам составлены с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Нагрузка на учащихся соответствует нормам учебного плана.
С целью обеспечения качественного образовательного процесса на III ступени осуществляется профильное обучение. Направления профильного обучения выбраны на основании запросов учащихся и их законных представителей. На повышенном уровне изучаются предметы: английский язык и информатика.
В учреждении имеется необходимая база в учебных кабинетах по профильным предметам, в данных группах работают учителя высшей и первой квалификационной категории.
В 2023/2024 учебном году организованно профессиональное обучение для 9 учащихся X класса и 15 учащихся XI класса по учебному предмету «Трудовое обучение» на базе Государственного учреждения образования «Клецкий сельскохозяйственный колледж».
В IX классах продолжалась допрофильная подготовка с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Химия» (12 учащихся).
В 2023/2024 учебном году на проведение факультативных занятий выделено 25 часов. Из них – 11 часов на факультативные занятия в I – IV классах, 9 часов на проведение факультативных занятий в V – XI классах. Средняя наполняемость факультативных занятий – 8 человек.
Справочно. Охват факультативными занятиями
2020/2021 учебный год – 16 факультативных занятий;2021/2022 учебный год – 18 факультативных занятий; 2022/2023 учебный год – 23 факультативные занятия
В учреждении образования организована работа по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и исследовательским конкурсам. Создан банк данных «Одаренные и высокомотивированные учащиеся», в который включены учащиеся II – XI классов, имеются графики работы с учащимися по подготовке к олимпиадам, календарно-тематические планы занятий у учителей. Во время каникул организована работа Школы олимпийского резерва.
В соответствии с заявлениями родителей в учреждении работают объединения по интересам на платной основе в I – IV классах «Источник знаний», в V-XI классах «Дополнительное обучение по предмету», «Готовимся к школе».
Процент качества знаний в 3-11 классах – 97%. По сравнению с 2022/2023 учебным годом уменьшилось количество учащихся, имеющих удовлетворительный (– 4,3%), средний (–3,1%) и высокий (–2,8 %) уровни. Наблюдается увеличение на 10,2 % количества учащихся с достаточным уровнем усвоения учебного материала.
По итогам учебного года средний балл по учреждению образования составляет 7. Средний балл на I ступени – 7,1; на II ступени (5-9 классы) – 6,8, на III ступени (10-11 классы) – 7,4. Самый высокий средний балл в 4 и 11 классах – 7,5; самый низкий – в 5 классе и составляет 6,5 балла.
Справочно:
2020/2021 учебный год – 7,6 и 6,1 соответственно;
2021/2022 учебный год – 7,2 и 5,6 соответственно
2022/2023 учебный год – 7,3 и 5,6 соответственно
Учащиеся учреждения образования участвуют в дистанционных и интернет-олимпиадах, республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсе работ исследовательского характера, районной олимпиаде младших школьников «Талантливые дети», районной олимпиаде учащихся второй ступени.
В 2023/2024 учебном году учащиеся учреждения образования завоевали 12 дипломов дистанционных и интернет-олимпиад: диплом I степени по учебному предмету «География» (учитель Цыган Т.С.), диплом II степени по учебному предмету «Английский язык» (учитель Бурак А.П.), 6 дипломов III степени по учебному предмету «Математика» (учитель Дудкова В.К.), диплом III степени по учебному предмету «Белорусский язык и литература» (учитель Соловей Л.С.) и 3 диплома III степени по учебному предмету «Белорусский язык и литература» (учитель Прищепа Е.Н.).
На участие во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам было заявлено 26 учащихся. В учреждении образования охват учащихся 9-11 классов участием во втором этапе республиканской олимпиады составил 44,1 % (2022/2023 учебный год – 47,6%).
4 учащихся приняли участие в двух олимпиадах (в 2022/2023 учебном году – 4 учащихся; в 2021/2022 учебном году – 4 учащихся; 2020/2021 учебном году – 7 учащихся), из них один учащийся (Новик Владислав) был успешным (вошел в тройку призеров вне зависимости от процента выполнения задания) по двум учебным предметам «Химия» и «Информатика».
По результатам 5 олимпиадных дней общее количество (7) дипломов завоевали 5 учащихся: Новик Владислав, учащийся 10 класса, диплом II степени по учебному предмету «Химия» и диплом III степени по учебному предмету «Информатика»; Аношко Матвей, учащийся 8 класса, диплом II степени по учебному предмету «Математика»; Крупский Арсений, учащийся 10 класса, диплом III степени по учебному предмету «География», Алексейчик Александра, учащаяся 9 «А» класса, диплом III степени по учебному предмету «География»; Карпович Полина, учащаяся 9 «Б» класса, диплом III степени по учебному предмету «Русский язык и русская литература»; Ишенин Анатолий, учащийся 11 класса, диплом III степени по учебному предмету «Английский язык».
Справочно. Второй этап республиканской олимпиады по учебным предметам:
2020/2021 учебный год – 5 призовых мест;
2021/2022 учебный год – 6 призовых мест;
2022/2023 учебный год – 6 призовых мест.
На участие во втором этапе олимпиады младших школьников «Талантливые дети» от учреждения образования было заявлено 11 учащихся (2022/2023 учебный год – 11 учащихся; 2021/2022 учебный год – 7 учащихся), приняли участие 10 учащихся: 5 учащихся 3 класса, что составляет 16,6 % от общего количества учащихся и 5 учащихся 4 класса, что составляет 31,3 % от общего количества учащихся. В 2022/2023 учебном году по количеству призовых мест наблюдается положительная динамика: 2 диплома I степени по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе, диплом III степени по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе, диплом III степени по учебному предмету «Математика» в 3 классе и диплом III степени по учебному предмету «Английский язык» в 4 классе.
Справочно. Районная олимпиада младших школьников «Талантливые дети»:
2020/2021 учебный год – 1; 2021/2022 учебный год – 1; 2022/2023 учебный год - 2
На участие в районной олимпиаде учащихся второй ступени было заявлено 40 учащихся по факту приняло участие 33 учащихся по 13 учебным предметам (учащаяся 7 класса Горбацевич Ульяна по учебному предмету «Физика» не приняла участие по причине участия в областном конкурсе, учащаяся 8 класса Катвицкая Вельмира по учебному предмету «Биология», учащаяся 5 класса Миронова Мария и учащаяся 9 «Б» класса Карпович Полина по учебному предмету английский язык, учащаяся 8 класса Кисель Александра, учащаяся 9 «А» класса Алексейчик Александра и учащийся 9 «А» класса Карпович Дмитрий по учебному предмету физическая культукра и здоровье не приняли участие по причине болезни). По учебным предметам участие распределилось следующим образом: русский язык и русская литература – 5 участников, белорусский язык и белорусская литература – 3 участника, английский язык – 3 участников, математика – 4 участника, история – 4 участника, информатика – 2 участника, трудовое обучение (технический труд) – 2 участника, химия – 2 участника, физика – 4 участника, география – 2 участника, обществоведение – 1 участник, физическая культура и здоровье – 1 участник.
Следует отметить, что в сравнении с 2022/2023 учебным годом количество участников увеличилось с 26 до 40. 3 учащихся приняли участие в трех олимпиадах, 5 учащихся приняли участие в двух олимпиадах. Результативность учреждения образования в 2024 году составляет 17,5 % (количество учащихся 5-8 классов – 80 человек, количество призовых мест – 14, количество призовых мест в 2022/2023 учебном году – 7). По сравнению с прошлым учебным годом количество призовых мест увеличилось.
Справочно. Районная олимпиада учащихся ІІ ступени учреждений общего среднего образования:
2020/2021 учебный год – 7; 2021/2022 учебный год -9; 2022/2023 учебный год - 7
По результатам централизованных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования в 2024 году выпускники подтвердили свои отметки по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Обществоведение». По учебному предмету «Математика» наблюдается снижение отметки за ЦЭ на три балла в сравнении с годовой отметкой. Значительно снизили свои баллы 2 учащихся по учебному предмету «Биология» на 2 балла с 9 за год до 7 на ЦЭ.
По результатам выпускных экзаменов 2024 года 50 % учащихся IX класса показали достаточный уровень обученности по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Математика», «История Беларуси».
В 2024 году свидетельства с отличием выпускники IX класса не получили (в 2023 году – 0 выпускников, в 2022 году – 0 выпускников, в 2021 году 8,3 % выпускников); аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью – 0 % (в 2022/2023 учебном году – 0 выпускников, в 2021/2022 учебном году – 0 выпускников, в 2020/2021 году – 1 выпускник,7,1 %).
На протяжении 3 лет 100 % выпускников продолжают обучение в учреждениях высшего и среднего специального образования: в 2024 году процент поступления в учреждения высшего образования составил 41,2 %, процент поступления в учреждения среднего специального образования – 34,1 %.
В учреждении образования на протяжении пяти лет действует научное общество учащихся «Эврика», в котором работают 24 учащихся и педагоги. В целях выявления талантливых детей, активизации образовательного процесса, профессиональной ориентации, формирования у учащихся интереса к научной работе и на основании плана работы на учебный год, ежегодно учащиеся учреждения образования принимают участие в разных мероприятиях исследовательского характера.
Для участия в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся учреждений образования Минской области было зарегистрировано 2 исследовательские работы: в номинации «История и культурное наследие» (Батурля Полина, учащаяся 11 класса, руководитель Титко Ж.Г.); в номинации «Естественнонаучные дисциплины» (Алексейчик Александра, учащаяся 9 «А» класса, руководитель Панасюк Ю.С.). Однако, ни одна работа не прошла во второй (заключительный) тур.
В 2023/2024 учебном году учащаяся учреждения образования Алексейчик Александра приняла участие в республиканском конкурсе исследовательских работ в номинации «Естественнонаучные дисциплины», однако дипломом отмечена не была.
На районной конференции «Дерзайте, вы талантливы!» в очном этапе были представлены шесть работ в номинации «Историко-обществоведческая», «Филологическая», «Иностранных языков», «Естественнонаучных дисциплин», «Физико-математических дисциплин». Три работы были отмечены дипломами: Новик Владислав по математике – диплом II степени, Попко Ульяна по географии – диплом III степени, Чивель Олеся по русскому языку – диплом III степени.
Справочно:2019/2020 учебный год: районная конференция – 4 участника, областная – 1 участник;
2020/2021 учебный год: районная конференция – 2 участника, областная – 0 участников;
2021/2022 учебный год: районная конференция – 2 участника, областная – 2 участника;
2022/2023 учебный год: районная конференция - 2 участника, областная – 1участник, республиканская – 2 участника
В очном этапе районного конкурса «Я исследователь» приняла участие работа «Кусочки Саратога» в номинации «Естествознание (неживая природа)». Исследовательская работа учащейся 4 класса Серовой Элины (руководитель Наумович Л.И.) была отмечена Дипломом IΙ степени.
Учащиеся 2 класса Климович Ева и Титова София приняли участие в межрегиональном онлайн-конкурсе по русскому языку и отмечены дипломами I степени.
Учащиеся Новик Дарья (руководитель Титко Ж.Г.) и Новик Владислав (руководитель Панасюк Ю.С.) приняли участие в республиканской конференции учащихся «Первый шаг в науку» и отмечены сертификатами участника.
В 2023/2024 учебном году учащиеся учреждения участвовали в районном творческом конкурсе юных чтецов «Жывая класіка» и стали призерами: Абцешка Арина, учащаяся 3 «А» класса, 1 место, Климович Ева, учащаяся 2 «А» класса, 2 место и Горбацевич Ульяна, учащаяся 7 класса, 3 место.
На основании пункта 5 статьи 150, пункта 3,пункта 9 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании, на основании приказа Клецкого районного исполнительного комитета «О создании классов интегрированного обучения и воспитания, интегрированных и специальных групп, группы и класса учреждения специального образования, пунктов коррекционно-педагогической помощи в 2023/2024 учебном году» от 29.08.2023 № 1339, на основании приказа Управления по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета «Об организации образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития и оказании коррекционно-педагогической помощи в учреждениях Клецкого района в 2023/2024 учебном году» от 30.08.2023 № 887, заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, заявлений законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития от 15.02.2024 №94/24, на основании приказа Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 2» от 30.08.2023 № 323, продолжить обучение в 3 «Б» классе – 1 учащегося по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану IV класса первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Образовательный процесс в классе интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебного плана классов интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается на основе типового учебного плана, а также соответствующих учебных планов специального образования.
Сравнительный анализ итогов мониторинга в начале и конце учебного года свидетельствует о росте усвоения учащимся программного материала, прослеживается положительная динамика развития учащегося во всех направлениях деятельности. Этому способствовало использование нестандартных форм и методов работы, преемственность в работе учителя-дефектолога и классного руководителя.
Соблюдаются требования, установленные Санитарными нормами и правилами при составлении расписания учебных, коррекционных и факультативных занятий. Создана адаптивная образовательная среда, осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающегося с особенностями психофизического развития, имеется программно-методическое обеспечение процесса интегрированного обучения и воспитания, что обеспечивает качественное проведение занятий в классах интегрированного обучения и воспитания.
На протяжении учебного года постоянно велась работа по формированию толерантного отношения к учащемуся с особенностями психофизического развития.
В учреждении образования работает пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП). Зачисление детей в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи. Основной целью деятельности ПКПП является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ. Основной формой оказания коррекционно-педагогической помощи являются групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия. Периодичность посещения занятий детьми в ПКПП определяется учителем-дефектологом с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, характера имеющегося нарушения, в среднем 2-3 раза в неделю.
Для исправления нарушения устной и письменной речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи в 2023/2024 учебном году нуждалось 27 учащихся, (18 учащихся было зачислено на коррекционные занятия, 9 учащихся находились в резерве).
В учреждении образования созданы элементы безбарьерной среды: вход оборудован пандусом в соответствии с техническими характеристиками, имеется цветовая маркировка в виде желтого круга на стеклянных дверях.
На протяжении учебного года педагогический коллектив продолжал работу по созданию безопасной, здоровьесберегающей комфортной адаптивной среды учащихся с особенностями психофизического развития. В 2024/2025 учебном году необходимо продолжить формирование положительной мотивации учащихся с особенностями психофизического развития к учебной деятельности, используя современные образовательные методики, информационные технологии на уроках, привлекать законных представителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.
Наряду с положительными результатами выявлены следующие проблемы и недостатки:
- Нежелание педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, проходить аттестацию на высшую квалификационную категорию.
- Снижена активность учителей II и III ступеней общего среднего образования в подготовке учащихся к научно-практической конференции.
- Недостаточный уровень подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
Пути решения в 2024/2025 учебном году:
- Продолжить работу по трансляции опыта педагогов в средствах массовой информации.
- Проводить целенаправленную работу с педагогическими работниками по привлечению их к участию в профессиональных конкурсах и достижению результатов на областном (республиканском) уровнях.
- Продолжить работу по овладению педагогами ИКТ в образовательном процессе, обучение учащихся в дистанционной форме.
- Продолжить проводить целенаправленную работу с педагогическими работниками по привлечению их к научно-практической работе. Активизировать совместную работу педагогов в этом направлении.
- Усилить контроль за работой учителей по подготовке учащихся к научно-практической конференции и республиканской олимпиаде по учебным предметам.
- Мотивировать педагогов первой квалификационной категории к прохождению аттестации на высшую квалификационную категорию.
Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждении образования осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики на основе республиканских программ и нормативных документов:
Кодекса Республики Беларусь об образовании;
Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021- 2025 годы;
Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021 – 2025 годы;
инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» в 2023/2024 учебном году» и других нормативно-правовых документов.
Планирование и организация социальной, воспитательной и идеологической работы в школе ведется во взаимодействии с учебно-методическим кабинетом управления по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета, отделом идеологической работы, ИДН Клецкого РОВД, учреждением здравоохранения «Клецкая центральная районная больница», Клецким РОВД, районным комитетом ОО «БРСМ», районным Советом ОО «БРПО», районным Советом ветеранов.
Организация социальной, воспитательной и идеологической работы в школе ведется по следующим направлениям: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, гендерное, семейное, экологическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
В состав методического объединения классных руководителей входят 14 классных руководителей, заместитель директора по воспитательной работе, служба СППС, библиотекарь. В соответствии с планом работы методического объединения классных руководителей три раза в год проходят тематические заседания и один раз в год организационно-методическое, связанное с планированием и анализом работы, обсуждается результативность участия в конкурсах, анализируются проведенные мероприятия, рассматриваются перспективы, прогнозируются результаты.
Одним из приоритетных направлений в структуре образовательной деятельности учреждения образования выступает гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание.
Справочно: В рамках гражданско-патриотического воспитания в школе в течение года традиционно проводятся акции «Ветеран живет рядом», «Дом без одиночества», «Подарок ветерану». Ежегодно проводятся «Уроки мужества», спортивные мероприятия.
В учреждении образования созданы уголки государственной символики Республики Беларусь. При проведении мероприятий учитываются рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по использованию государственной символики в учреждениях образования. Информация, которая содержала материалы по различным направлениям социальной, воспитательной и идеологической работы, размещалась на Интернет-сайте и информационных стендах школы.
Отдельная роль отводилась организации и проведению информационных и классных часов. Информационные часы проводились каждый понедельник с учетом государственных праздников и событий в нашей стране. При проведении информационных часов классные руководители руководствовались методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования.
Структурные компоненты идеологического, гражданского и патриотического воспитания в учреждении образования включают:
- практическую деятельность – участие в детских и молодежных общественных объединениях ОО «БРСМ» и «БРПО»;
- компонент учебно-воспитательной деятельности – уроки, классные и информационные часы, в том числе и в рамках реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина», внеклассные мероприятия.
Главная роль в этом направлении воспитательной работы принадлежит руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Это и организация и проведение мероприятий в рамках проекта «ШАГ», участие в республиканских акциях.
Планирование мероприятий по идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию организовано с учетом календаря государственных праздников, памятных дат и международных праздничных дней, интересов и запросов учащихся. При проведении торжественных, общественно значимых мероприятий, спортивных соревнований используется национальная символика и атрибутика. Проводится работа по формированию авторитета и уважения к государственным символам, ознакомлению с правилами их использования.
Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.
В процессе планирования воспитательной работы классные руководители опирались на следующую программно-планирующую документацию: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.
В школе 14 педагогов имеют должность классного руководителя (начальное звено – 6; среднее звено – 4; старшее звено – 4).
Классные руководители для организации воспитательной работы с классным коллективом проводили анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год; разрабатывали план воспитательной работы на полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) опираясь на общешкольный план воспитательной работы. Кроме этого, заполняли социально-педагогическую характеристику класса. При планировании работы соблюдали принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.
Большое значение в организации и осуществлении воспитательной работы гражданской, патриотической и идеологической направленности занимает организация деятельности детских и молодежных общественных объединений «БРПО» и «БРСМ».
В учреждении образования действуют такие детские объединения и молодежные организации как ОО «БРПО» и ОО «БРСМ». Избраны и действуют активы первичных организаций. В течение учебного года проводилось активное взаимодействие членов молодежных организаций ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» с целью развития творческой деятельности через проведение и участие в мероприятиях различного уровня.
Согласно статистическим данным количественный состав детских и молодежных общественных объединений за последние три года составил 100%.
С целью совершенствования работы по воспитанию инициативной личности учащегося, способной к интеллектуально-креативному самоопределению и успешной социализации организована деятельность органов ученического самоуправления.
Работа органов ученического самоуправления позволяет усилить воспитательную деятельность школы, создать общее педагогическое пространство. Учащиеся имеют возможность повысить уровень культуры правовых и деловых отношений. Самоуправление дает возможность овладеть азами практической управленческой и организаторской деятельности.
В каждом классном коллективе выбираются староста класса, заместитель старосты. Распределяются обязанности учащихся по секторам самоуправления: «редколлегия», «забота», «учебный сектор», «сектор культмассовых дел», «сектор физической культуры и здоровья», который возглавляет физорг, актив БРСМ, БРПО.
Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации учащегося, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и их законными представителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждения семейного неблагополучия и эффективная социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.
Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации учащегося, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и их законными представителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждения семейного неблагополучия и эффективная социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.
В 2023/2024 учебном году проведено 7 социальных расследований (5 – по информации государственных органов, 2 – по информации педагогов учреждения образования).
Справочно: Семьи Елизаровой М.В., Гринкевич Л.А., Дуброва В.М., Бобырь А.В., Лобко С.Б., Борис Т.А., Акулич В.Н.
По состоянию на 1 мая 2024 года в учреждении образования с четырьмя учащимися проводится индивидуальная профилактическая работа (Краскевич София, II «Б» класс; Краскевич Арсений, IV класс; Бобырь Дмитрий, IX «А» класс; Акулич Анна, X класс).
Справочно: Краскевич София Дмитриевна (хулиганство).
Краскевич Арсений Дмитриевич (хулиганство).
Бобырь Дмитрий Юрьевич (управление транспортным средством без права управления).
Акулич Анна Валерьевна, ст.19.3 КоАП Республики Беларусь (употребление алкогольных напитков).
В учреждении образования с данными учащимися проводится индивидуальная профилактическая работа согласно разработанным и утвержденным программам индивидуальной работы, которая направлена на правовое просвещение несовершеннолетних, недопущение совершения ими повторных правонарушений, в том числе нарушений правил поведения в общественных местах. Особое внимание уделяется организации внеурочного и каникулярного времени учащихся (посещения объединений по интересам). В 2023/2024 учебном году организована на базе ГУДО «Клецкий ЦДТ» работа объединений по интересам.
Справочно: организована работа 8 объединений по интересам. Занятость учащихся, состоящих на различных видах учета, составляет 100%.
На протяжении 2023/2024 учебного года осуществляется консультационная социально-психологическая поддержка родителей.
Справочно: консультации для родителей организовывались по проблемам обучения детей, по проблемам семейного воспитания, ЗОЖ, профориентации, вопросам безопасности: «Законным представителям о законах», «Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?», «Мир детства и безопасность», «Как воспитать ребёнка счастливым?», «Азбука здорового образа жизни», «Конфликт поколений. Как его избежать?», «Взрослые и дети: динамика взаимоотношений» и др.
Работа учреждения образования максимально направлена на профилактику семейного неблагополучия, на повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса, на создание условий для включения родителей в деятельность учреждения образования как равноправных членов воспитательного процесса.
В школе ведется журнал получения первичной информации о семейном неблагополучии, где фиксируется информация из различных организаций, а также информация, полученная от граждан.
С целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий неблагополучия в школе организована работа совета профилактики.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся рассмотрены на заседаниях совета профилактики.
Справочно: 29.11.2023 на заседании совета профилактики (протокол №20) рассмотрен вопрос «Анализ изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних 1,5,10 классов и прибывших в учреждение образования». Классными руководителями данных классов посещены 52 семьи, в которых воспитывается 54 ребенка.
23.01.2024 на заседании совета профилактики (протокол №3) рассмотрен вопрос «Анализ изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних II-IV-ых, VI-IX-ых и XI-го классов». Классными руководителями посещено 126 семей.
С начала учебного года на основании инструктивно-методических рекомендаций «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» в учреждении организуется республиканский проект «Родительский университет», который проводится один раз в четверть. На заседаниях рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания учащихся: «Здоровая семья – здоровый ребенок», «Профилактика проблемного поведения подростков», «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» и другие. В шестой школьный день организовано консультирование законных представителей педагогом социальным, педагогом-психологом по вопросам успеваемости, воспитания учащихся, а также по разрешению конфликтных семейных ситуаций.
Психологическая помощь в отчетный период осуществлялась педагогом-психологом в контексте общепедагогической школьной задачи. Согласно годовому плану СППС в учреждении образования были запланированы и проведены следующие групповые обследования: диагностика суицидальных намерений учащихся VII-XI классов (октябрь); изучение адаптации учащихся I-х классов к обучению в школе (октябрь); изучение адаптации учащихся V-х классов к обучению на второй ступени общего среднего образования (октябрь); психосоциальное анкетирование учащихся V-XI классов на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (ноябрь); диагностика профессиональной направленности, профессионального типа личности и профессиональных интересов учащихся VII-IX классов (январь, февраль).
В течение года проводились занятия по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни. Были запланированы и проведены мероприятия, направленные на профилактику суицидов, формирование позитивного отношения к жизни. Уделялось внимание формированию нравственных качеств учащихся, проводилась работа по гендерному воспитанию. Работа направлена на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня, а также ежегодными инструктивно-методическими письмами по организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.
Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с планом работы учреждения образования, органично дополняя и продолжая его.
Шестой школьный день направлен на решение важнейших задач воспитания: нравственное развитие личности, формирование патриотизма и гражданственности, развитие самосознания личности, формирование трудовых и жизненных навыков, формирование ответственного поведения, формирование здорового образа жизни, развитие экологического сознания. Мероприятия шестого школьного дня организованы в соответствии с годовым планированием, учетом целевой аудитории (учащиеся, педагоги, родители) и направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обеспечение их занятости различными формами деятельности. В учреждении образования имеется на 2023/2024 учебный год приказ руководителя № 308 от 30.08.2023 «Об организации работы школы в шестой школьный день в 2023/2024 учебном году». Режим работы учреждения в шестой школьный день с 8.00 до 13.00.
Планирование деятельности школы осуществляется с учетом анализа мероприятий предыдущего шестого школьного дня, прогнозирования деятельности, содержательного наполнения, обеспечивающего разгрузку учащихся; разнообразие форм деятельности по всем направления. В шестой школьный день организована работа компьютерного класса, спортивного зала, проводятся факультативные занятия.
Разработан перспективный план работы в шестой школьный день на полугодие и каждую субботу.
В учреждении образования оформлен информационный стенд «Шестой школьной день», на котором размещены расписания занятий объединений по интересам и спортивных секций, информация о мероприятиях шестого школьного дня, месте, времени их проведения и ответственных. Данная информация своевременно доводится классными руководителями до сведения учащихся и их законных представителей. Работа в шестой школьный день находит отражение на интернет-сайте учреждения: размещены графики проведения объединений по интересам, спортивных секций, графики работы педагога-организатора, педагога-психолога, педагога социального, библиотеки, спортивного зала, кабинета информатики. Еженедельно, не позднее понедельника, в разделе «Шестой школьный день» размещается план мероприятий на предстоящую субботу. На сайте также имеются планы работы библиотеки, педагога-организатора, педагога-психолога, педагога социального, график проведения консультаций учителями-предметниками.
В плане шестого школьного дня прослеживаются все направления воспитательной работы через организацию тематических дней: первая суббота месяца – День гражданского и патриотического, духовно-нравственного воспитания; вторая суббота месяца – День пропаганды здорового образа жизни; третья суббота месяца – День трудового воспитания и профессиональной ориентации; четвертая суббота месяца – День взаимодействия с семьей. В пятую субботу месяца (при наличии) проведение мероприятий, пропагандирующих традиции учреждения образования.
Кроме воспитательных мероприятий учащиеся V-XI классов посещают в шестой школьный день факультативные занятия.
Справочно: В 2023/2024 учебном году в шестой школьный день организуется проведение факультативных занятий: «Мы сами»,V класс (5 учащихся, 2,1 %), «Великая Отечественная война советского народа», IX «А», IX «Б» кл. (27 учащихся,11,6%),«Школа юных защитников Отечества», VIII класс (10 учащихся, 4,3%)», «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», VI класс (9 учащихся,3,9%), «Основы современного этикета», IX «А»,IX «Б» кл. (10 учащихся, 4,3%), «Основы финансовой грамотности», VIII класс (5 учащихся, 2,1%), «Складаны сказ без складанасці», IX«А»,IX «Б» классы (3,9%).
Объединения по интересам, спортивные секции, которые проводятся в учреждении образования в шестой школьный день 2023/2024 учебном году
Справочно: В 2023/2024 учебном году в шестой школьный день организуется проведение занятий объединений по интересам: «Эрудит» (15 учащихся), «Умники и умницы» (15 учащихся) с охватом 30 учащихся, что составляет 12,1 % от общего количества.
Для дальнейшей эффективной организации работы по профилактике правонарушений среди учащихся необходима четкая координация усилий специалистов учреждения образования: классного руководителя, учителя-предметника, педагога социального, заместителя директора по воспитательной работе, директора, специалистов социально-педагогической и психологической службы.
Возможные пути преодоления недостатков:
– осуществлять правовое воспитание учащихся, применяя инновационные формы и методы профилактической работы;
– усилить работу по вовлечению учащихся, требующих повышенного педагогического внимания, в объединения дополнительного образования, а также контроль посещения учащимися объединений дополнительного образования, проводить дополнительные беседы по выявлению причин их непосещения;
– продолжить системную работу по межведомственному взаимодействию в профилактической работе;
– обратить внимание на социально-педагогическое просвещение родителей и пропаганду положительного опыта семейного воспитания;
– активизировать работу по вовлечению родительской общественности в совместную деятельность;
– классным руководителям I-XI классов продолжить работу по повышению правовой грамотности родителей учащихся с целью получения более глубоких знаний в области семейного права, по вопросам детско-родительских правоотношений, знаний и навыков по урегулированию детско-родительских конфликтов;
– классным руководителям I-XI классов уделить особое внимание работе с родителями, дети которых имеют отклонения в поведении, с родителями детей с размытыми нравственными ориентирами и родителями, уделяющими недостаточное внимание воспитанию детей.
В учреждении образования обеспечены необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся. Основным источником финансирования в 2023/2024 учебном году является внебюджетная деятельность, доходы от которой за 2023 год составили 53 030,04 белорусских рублей, в том числе от платных образовательных услуг за январь-июнь 2024 года 3 562,13 белорусских рублей.
За период 2023/2024 учебного года осуществлен текущий ремонт учебных кабинетов, столовой, ремонт кабинета обслуживающего труда. Собственными силами проведена укладка плитки на запасных выходах от спортивного зала, организована планомерная работа по благоустройству территории учреждения образования.
Ведется регулярная работа по укреплению материальной базы учреждения образования современными оборудованием и материалами за счет внебюджетных средств и пожертвований. За учебный год из вышеуказанных источников приобретены наглядные стенды, мячи, система очистки воды, жалюзи, посуда и кухонный инвентарь.
Вместе с тем, требуется укладка асфальтированного покрытия на беговой дорожке школьного стадиона. В 2024/2025 учебном году необходимо спланировать работы по ремонту запасных выходов из спортзала, обеспечить
оснащение учебных кабинетов биологии и английского языка, методического кабинета (заместителей директора) техническими средствами обучения.
Таким образом, 2023/2024 учебный год характеризуется как период динамичного развития. Качество образования в учреждении образования обеспечивалось на фоне укрепления учебно-материальной базы, обновления содержания и технологий образования, повышения профессионализма педагогических работников и эффективного использования имеющихся ресурсов.
- II. Цель и задачи деятельности учреждения образования на 2024/2025 учебный год
Проблема: совершенствование профессиональных компетенций учителя по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами учебных предметов
Цель: создание условий для совершенствования образовательного пространства, ориентированного на повышение качества образования учащихся, способствующего интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому, физическому развитию личности, готовой к жизненному и профессиональному самоопределению
Задачи:
- Создать условия для обеспечения стабильных результатов учебной деятельности на всех уровнях обучения, реализации механизмов взаимодействия учреждения образования по подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательского характера, централизованном экзамене, организации работы по выявлению, поддержке и обучению одаренных учащихся.
- Развивать систему непрерывного педагогического образования, обеспечив контроль за работой аттестационной комиссии, повышение результативности работы методических формирований, включая педагогов в деятельность по освоению эффективных способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, онлайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов.
- Организовать деятельность по формированию ценностных идеалов и убеждений учащихся, гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, историко-культурных ценностей Республики Беларусь, развитие детско-юношеских инициатив, лидерских качеств и активной жизненной позиции учащихся.
- Обеспечивать реализацию принципа инклюзии образования, создавать специальные условия для получения образования лицами с ОПФР, развивать творческие способности обучающихся, вовлекать их в различные виды социально значимой деятельности.
- Актуализировать содержание и методическое обеспечение воспитательной работы через формирование компетенций гражданственности и патриотизма, обеспечение поддержки семейного воспитания, развитие ученического самоуправления, совершенствование физкультурно-оздоровительной работы, внедрения медийных технологий, направленных на реализацию интересов, возможностей и личностное развитие учащихся.
6.Обеспечить консолидацию основных ресурсов и потенциала всех участников образовательного пространства в реализации проектов, военно-патриотических мероприятий, создании музейных экспозиций, трансляции положительного опыта через совместную работу с родителями, организацию приемлемой занятости для учащихся, правовое воспитание, повышение эффективности дополнительного образования и оказания эффективной психологической помощи в условиях информационного пространства. 7. Укреплять материально-техническую базу учреждения образования через формирование безопасного, комфортного и современного образовательного пространства, обеспечение сбалансированным и рациональным питанием, привлечение внебюджетных источников финансирования.
- 8. Создать безопасные условия пребывания участников образовательного процесса и формировать у них навыки здорового образа жизни.