Устав

УСТАВ Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 2» (Клецкая средняя школа № 2) (в новой редакции)

развернуть

УСТАВ

Государственного учреждения образования

«Клецкая средняя школа № 2»

(Клецкая средняя школа № 2)

(в новой редакции)

 

 

СТАТУТ

Дзяржаўнай установы адукацыі

«Клецкая сярэдняя школа № 2»

(Клецкая сярэдняя школа № 2)

(у новай рэдакцыі)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Клецк

2022

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Данный Устав является новой редакцией Устава Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 2», зарегистрированного Клецким районным исполнительным комитетом 30.10.2020 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690332438 решением Клецкого районного исполнительного комитета от 27.10.2020 № 1475    и утрачивает свою силу с момента государственной регистрации данного Устава.

Средняя школа № 2 г. Клецка основана в 1939 году.

Учреждение образования «Клецкая государственная общеобразовательная средняя школа № 2» создано на базе средней школы № 2 г. Клецка решением Клецкого районного исполнительного комитета от 04.04.2005 № 245. Государственная регистрация была произведена решением Минского областного исполнительного комитета от 19.04.2005 № 336.

Решением Клецкого райисполкома от 19.09.2011 № 1337 учреждение образования «Клецкая государственная общеобразовательная средняя школа № 2» переименовано в Государственное учреждение образования «Клецкая средняя        школа № 2» (далее – учреждение образования). Изменения зарегистрированы Клецким районным исполнительным комитетом  21.09.2011.

  1. Полное название учреждения образования:

на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Клецкая сярэдняя школа № 2»;

на русском языке – Государственное учреждение образования «Клецкая средняя школа № 2».

Сокращенное название учреждения образования:

на белорусском языке – Клецкая сярэдняя школа № 2;

на русском языке – Клецкая средняя школа № 2.

  1. Местонахождение учреждения образования: 222531 Республика Беларусь, Минская область, г.Клецк, ул. Гагарина, д. 4.
  2. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид  – средняя школа.
  3. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, а также Уставом учреждения образования.

В своей деятельности учреждение образования руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства.

         Учреждение образования является государственным учреждением образования, обеспечивающим получение общего среднего образования для подготовки учащихся, которые обучаются в учреждении образования, для овладения в будущем профессией в учреждениях образования, которые обеспечивают получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, а также через иные формы профессионального обучения или подготовки их к сознательной трудовой деятельности.

  1. Учреждение образования создано в форме учреждения на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, которая финансируется из местного бюджета.
  2. Учредителем учреждения образования и собственником имущества является Клецкий районный исполнительный комитет.

         Органом государственного управления,  уполномоченным собственником управлять имуществом учреждения образования, является управление по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета, компетенции которого предусмотрены Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами.

  1. Полномочия учредителя учреждения образования:

8.1. принимает решение об изменении вида, о реорганизации, ликвидации учреждения образования в порядке, предусмотренном законодательством;

8.2. в случае реорганизации, ликвидации учреждения образования, аннулирования, прекращения специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом действующим законодательством;

8.3. утверждает порядок внесения изменений и (или) дополнений   в Устав учреждения образования;

8.4. осуществляет другие права и обязанности, предусмотренные актами законодательства и данным Уставом.

  1. Учреждение образования является юридическим лицом, которое имеет в оперативном управлении обособленную часть государственной собственности, несет самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.
  2. Учреждение образования имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим названием, может иметь расчетный и иные счета в банках Республики Беларусь.
  3. Документация учреждения образования ведется на русском языке в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 № 4 (с дополнениями и изменениями).

         Отчетность учреждения образования предоставляется в управление по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.

  1. В учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
  2. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
  3. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
  4. Изменения и дополнения в Устав учреждения образования вносятся после их утверждения учредителем в порядке, установленном  действующим законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Деятельность учреждения образования основана на принципах:

16.1. приоритета образования;

16.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

16.3. гарантии конституционного права каждого на образование, духовное, нравственное и физическое развитие;

16.4.  обеспечения равного доступа к получению образования;

16.5.  обязательности среднего базового образования;

16.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

16.7.  экологической направленности образования;

16.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

      16.9. государственно-общественного характера управления образованием;

16.10. инклюзии в образовании, обеспечивающий равный доступ       к получению образования для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами);

16.11. светского характера образования.

  1. Предметом деятельности учреждения образования является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, включающая в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
  2. Основной целью деятельности учреждения образования является обеспечение права учащихся на получение общего среднего образования с учетом их индивидуальных потребностей, склонностей и запросов; формирование образованной, высоконравственной, разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально – экономических условиях.  
  3. Основными задачами учреждения образования являются:

обеспечение получения учащимися общего базового и общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;

подготовка учащихся к поступлению в учреждения, обеспечивающие получение профессионально – технического, среднего специального и высшего образования;

         развитие личности учащихся, развитие их способностей                          и склонностей, формирование научного мировоззрения;

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, продолжению образования, трудовой                                     и общественной деятельности, семейной жизни;

формирование моральной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни, создание условий, необходимых и достаточных для реализации творческого потенциала личности обучающихся;

реализация принципа инклюзии в образовании;

проведение научно-методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса;

организация образовательного и воспитательного процессов           с использованием современных научно-технических средств;

формирование у обучающихся высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;

издание учебных и учебно-методических пособий;

проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания;

создание условий для саморазвития личности обучающегося.

  1. Учреждение образования осуществляет виды экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором ОК РБ 005-2011, который утвержден постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (с изменениями и дополнениями).
  2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются учреждением образования после получения лицензии в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА            

В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:

22.1. в учреждении образования;

22.2. на дому (для учащихся, которые по медицинским показателям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования);

22.3. индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.

  1. При реализации образовательных программ в любой форме получения образования могут использоваться дистанционные образовательные технологии.

24.Учреждение образования обеспечивает соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы.

  1. Учреждение образования осуществляет образовательный процесс в соответствии с требованиями учебных планов и программ.
  2. Образовательный и воспитательный процессы в учреждении образования основываются на научном и педагогически обоснованном выборе форм, средств, методов обучения и воспитания и могут осуществляться по индивидуальным учебным планам и программам.
  3. Организация образовательного процесса в учреждении образования осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также Типовым учебным планом и учебными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Ежегодно на  основе Типового  учебного  плана,  утвержденного Министерством образования Республики Беларусь, учреждение образования разрабатывает учебный план, который утверждается директором по согласованию с управлением по образованию, спорту      и туризму Клецкого районного исполнительного комитета.

  1. Основные виды учебных занятий определяются учебными планами и программами: теоретические занятия, практические и лабораторные работы, производственное обучение (практика).
  2. Обучение в учреждении образования осуществляется на русском языке. Изучение русского, белорусского и одного из иностранных языков (английский язык) в учреждении образования является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития.
  3. Порядок изучения белорусского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
  4. Для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся, в учреждении образования могут открываться группы продленного дня для учащихся I – IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
  5. Прием лиц для получения общего среднего образования осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, требованиями к наполняемости классов в соответствии со статьей 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, санитарных норм и правил;

32.1. прием лиц для получения общего среднего образования осуществляется  на основании заявления законных представителей несовершеннолетних при предъявлении свидетельства о рождении или документа, подтверждающего личность, и медицинской справки             о состоянии здоровья;

32.2. в І класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет.          По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в первый класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году. Первоочередное право зачисления обеспечивается для детей, проживающих в микрорайоне, закрепленном за учреждением образования;

32.3. зачисление учащихся в профильные классы (группы) осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема (в ХІ класс при наличии свободных мест) по конкурсу по учебным предметам, которые выбраны для изучения на повышенном уровне лицами, изъявившими желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

  1. Получение общего базового и среднего образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам.
  2. Порядок проведения текущей, промежуточной аттестации, в том числе нормы оценок результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, модулям при проведении текущей, промежуточной аттестации, определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
  3. Итоговая аттестация проводится по учебным предметам, модулям по завершении учебных занятий в учебном году, обучения и воспитания на I, II и III ступенях общего среднего образования в соответствии со статьей 161 Кодекса  Республики Беларусь                 об образовании и Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
  4. Аттестация, перевод, организация выпускных экзаменов и выпуск учащихся осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

Учащимся, которые успешно завершили обучение на уровне общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании,  а учащимся, которые достигли особых успехов в учебе при примерном поведении, – свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

  1. Выпускникам учреждения образования, которые усвоили учебные программы общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.

Выпускники учреждения образования за отличные успехи в учебе и примерное поведение награждаются золотой, серебряной медалью с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Справка об обучении выдается лицам, не завершившим освоение содержания образовательных программ, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении).
  2. В учреждении образования может осуществляться итоговая аттестация учащихся в порядке экстерната согласно законодательным актам.
  3. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ проводится в соответствии с правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания образовательных программ, утверждаемыми Министерством образования. Результаты учебной деятельности учащихся при их аттестации могут оцениваться отметками по шкале, используемой при оценивании, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записями «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)», иными записями, осуществляться на содержательно-оценочной основе, предполагающей словесную оценку результатов учебной деятельности.

Отметки и записи могут быть положительными                                 и неудовлетворительными. Шкала отметок, используемая при оценивании результатов учебной деятельности учащихся, иные отметки и записи, которые используются при оценке результатов учебной деятельности учащихся, устанавливаются правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания соответствующих образовательных программ.

  1. Перечень реализуемых образовательных программ:

41.1. образовательные программы общего среднего образования (образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования);

41.2. образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организовывается                   в соответствии со статьей 13 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

41.3. образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X – XI классах;

41.4. Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

41.5. программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

41.6. образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

41.7. программу воспитания детей, которым требуется оздоровление.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.

Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября          по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и  XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (завершение) учебного года переносится на следующий (предшествующий) рабочий день.

  1. Для учащихся устанавливаются каникулы в течение учебного года и летние каникулы. Общая продолжительность каникул в течение учебного года должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.
  2. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и ІІІ ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включая пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, других воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, факультативных занятий для учащихся V – XI классов.
  3. Продолжительность урока в І - ых классах – 35 минут, ІІ – ХІ классах – 45 минут.
  4. Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием учебных занятий, утвержденным директором учреждения образования.
  5. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом уровне. Базовый уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, являющегося обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету, модулю.
  6. Повышенный уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, который включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета, модуля с углублением и (или) расширением его содержания.
  7. Профильное обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на III ступени общего среднего образования на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, модулей, в том числе учебных предметов, модулей изучающих на повышенном уровне, учебных предметов, модулей с профессиональной ориентацией содержания (профильных учебных предметов, модулей), проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, аграрной и иной).
  8. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, пожеланий и состояния здоровья, могут изучать отдельные учебные предметы, модули на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения образования;

50.1. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной недели, изучение профессионально ориентированных факультативных занятий может осуществляться в шестой школьный день.

  1. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно-полезный труд. Учебные занятия могут проводиться по сменам.

51.1. Учебное проектирование – учебные занятия, предполагающие учебную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов.

51.2. Факультативные занятия направлены на повышение у учащихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Факультативные занятия, как правило, проводятся после завершения уроков. Факультативные занятия в V– ХІ классах могут проводиться   в шестой школьный день.

51.3. Стимулирующие занятия направлены на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

51.4. Поддерживающие занятия направлены на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.

51.5. Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности.

51.6. Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

51.7. Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Обязательные 5 – дневные учебно – полевые сборы (с юношами)                 и 5 – дневная медицинская практика (девушки), на которые выделяется           30 учебных часов,  проводятся с учащимися Х класса. Проведение учебно – полевых сборов, медицинской практики для обучающихся учреждений образования, которые не имеют в своей структуре  центра допризывной подготовки, организуется в центре допризывной подготовки других учреждений общего среднего образования либо  межшкольном центре допризывной подготовки в порядке, определенном управлением по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе и классах интегрированного обучения и воспитания, и индивидуально.
  2. Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, создаваемые на І, ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования, в которых реализуются программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.
  3. Учреждение образования обеспечивает охрану здоровья обучающихся. Медицинская помощь обучающимся оказывается в порядке, установленном законодательством.

 

ГЛАВА 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Учреждение образования самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, научно-технической деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства.
  2. Учреждение образования в соответствии с актами законодательства имеет право:

57.1. осуществлять образовательную деятельность;

57.2. формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

57.3. передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

57.4. осуществлять приносящую доходы деятельность;

57.5. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

57.6. осуществлять проверку подлинности документа                     об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

57.7. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

57.8.осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.

  1. Учреждение образования обязано обеспечивать:

58.1. качество образования;

58.2.разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

58.3. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

58.4. соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

58.5.создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

58.6. разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;

58.7. моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

58.8. меры социальной защиты обучающихся;

58.9. создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;

58.10. участие в формировании контрольных цифр приема;

58.11.ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, Уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

58.12. содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

 

 

ГЛАВА  5

 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Участниками образовательного процесса в учреждении образования являются учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся и педагогические работники.
  2. Учащиеся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими актами законодательства имеют право на:

60.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

60.2. одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

60.3. обучение и воспитание в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану;

60.4. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

60.5. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

60.6. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

60.7. пользование учебниками и учебными пособиями;

60.8. бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной базой учреждения образования;

60.9. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

60.10. поощрение за успехи в учебной, общественной,  экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

60.11. участие в управлении учреждением образования;

60.12. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, праздниках и других образовательных                               и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

60.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами               о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

60.14. участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

60.15. каникулы;

60.16. получение платных услуг в сфере образования.

  1. Учащиеся обязаны:

61.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

61.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

61.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;

61.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

61.5.  не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

61.6. бережно относиться к имуществу учреждения образования.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими актами законодательства имеют право  на:

62.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

62.2. участие в управлении учреждением образования;

62.3. защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

62.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;

62.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

63.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

63.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

63.3. обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся.

  1. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

64.1.  защиту профессиональной чести и достоинства;

64.2.  обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

64.3. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

64.4. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

64.5. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

64.6. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

64.7. участие в управлении учреждением образования;

64.8. повышение квалификации;

64.9. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

64.10. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

64.11. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы.

  1. Педагогические работники обязаны:

65.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

65.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

65.3. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

65.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

65.5. пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;

65.6. проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

  1. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
  2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
  3. Права и обязанности других работников учреждения образования (административно-хозяйственных, инженерно-технических, производственных) устанавливаются законодательством, локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, трудовыми договорами (контрактами).

 

ГЛАВА 6

 ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
  2. Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном Кодексом об образовании и иными законодательными актами.
  3. Руководитель учреждения образования в деятельности по управлению учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления учреждения образования.
  4. Основным органом самоуправления в учреждении образования является педагогический совет. Педагогический совет возглавляет руководитель учреждения образования.
  5. В случаях, предусмотренных Кодексом об образовании, в учреждении образования создаются (могут создаваться) следующие органы самоуправления: педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет.
  6. Положения о педагогическом совете, попечительском совете, родительском комитете учреждения образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
  7. Органы самоуправления учреждения образования создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, настоящим Уставом учреждения образования.
  8. Руководитель имеет заместителей по учебной и воспитательной работе. Руководитель назначается и освобождается от должности управлением по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета. Руководитель по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета назначает и освобождает от должности заместителей.
  9. Руководитель учреждения образования:

77.1. действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;

77.2. издает приказы, заключает договора, открывает банковские счета в пределах своей компетенции;

77.3. осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции;

77.4. несет ответственность за правильность подсчета среднего балла документа об общем среднем образовании.

  1. Должностные обязанности руководителя учреждения образования утверждает управление по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета.
  2. Руководитель учреждения образования в деятельности по управлению этим учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления учреждения образования.
  3. Контроль за деятельностью учреждения образования осуществляет управление по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета.
  4. Самоконтроль за обеспечением качества образования организуется руководителем учреждения образования, который определяет его порядок и периодичность проведения в соответствии с законодательными актами.
  5. В учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

 

ГЛАВА 7

 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Учреждение образования имеет в своей структуре структурные подразделения. К структурным подразделениям учреждения образования относятся: библиотека, мастерские, пункт коррекционно-педагогической помощи, иные структурные подразделения;

83.1 Структурное подразделение учреждения образования может создаваться как обособленное подразделение.

83.2. Правовой статус и функции обособленных и структурных подразделений учреждения образования определяются настоящим Уставом и соответствующими положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

  1. Трудовые отношения работников в учреждении образования регулируются трудовыми договорами, контрактами, заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. Штатное расписание учреждения образования утверждается руководителем по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Клецкого районного исполнительного комитета на основе типовых штатных нормативов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь в пределах средств, выделяемых на оплату труда.
  3. Прием на работу и увольнение кадров осуществляет руководитель учреждения образования.
  4. На педагогическую работу принимаются кадры, имеющие необходимое педагогическое образование или специальное образование при условии прохождения ими интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки с предоставлением соответствующих подтверждающих документов.

Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.

  1. Преподавательскую деятельность не могут осуществлять лица:

88.1. лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

88.2. имеющие судимость;

88.3. признанные недееспособными и ограниченно дееспособными;

88.4. не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательством.

  1. При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению и предусмотренных пунктом 88 Устава, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 8

ИМУЩЕСТВО И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Имущество учреждения образования находится в собственности учредителя и принадлежит учреждению образования на правах оперативного управления.

Владение, пользование и распоряжение этим имуществом учреждение образования осуществляет в пределах, определяемых законодательством.

91.Учреждение образования владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством Республики Беларусь.

92.Учреждение образования несет ответственность за целостность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

  1. Материально-техническая база учреждения образования включает здания, сооружения, земельные участки, коммуникации, инвентарь, оборудование и другое.
  2. Финансирование учреждения образования осуществляется за счет средств местного бюджета на основании государственных и местных нормативов финансирования, установленных из расчета на одного учащегося для данного типа и вида учреждения образования.
  3. Учреждение образования может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства.
  4. Осуществление приносящей доходы деятельности не влечет снижения финансирования учреждения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
  5. Приносящая доходы деятельность при оказании учреждением образования платных услуг, в том числе путем реализации образовательных программ на платной основе, осуществляется в соответствии с законодательством.
  6. Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется государственным учреждением «Клецкий районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом экономически обоснованных затрат.
  7. Средства, полученные учреждением образования от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
  8. Дополнительными источниками финансирования учреждения образования являются:

100.1. доходы, полученные от реализации продукции, выполненных  работ и оказанных  услуг;

100.2. добровольные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе учащихся и их законных представителей;

100.3. другие источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

  1. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы учреждения образования осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, платных образовательных услуг, услуг населению в реализации продукции, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
  2. Письменная отчетность вышестоящим органам предоставляется учреждением образования в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
  3. Ведение бухгалтерского учета осуществляется бухгалтерией государственного учреждения «Клецкий районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».
  4. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования осуществляются государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь проводить ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и учреждений образования.

 

ГЛАВА 9

УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Учреждение образования осуществляет оперативный анализ результатов своей деятельности, представляет статистическую и иную отчетность в установленном порядке, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности учредителю.
  2. За непредставление и (или) искажение отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица учреждения образования несут установленную законодательством ответственность.
  3. Контроль за деятельностью учреждения образования осуществляется учредителем и уполномоченными государственными органами.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования проводятся в порядке, установленном законодательством.

  1. Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства.
  2. Учреждение образования осуществляет комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности (самоконтроль за обеспечением качества образования).

Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования.

 

 

ГЛАВА 10

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Учреждение образования осуществляет международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.

 

ГЛАВА 11

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
  2. В случае прекращения деятельности учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

 

свернуть