СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» 8-017-270-24-01 (городской) 8-029-899-04-01 (МТС) с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап.
ссылки на информационные ресурсы
звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день
Как избежать ненужных конфликтов
Существует ряд правил:
- не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Стиль педагогического общения
Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»
- Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
- Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
- Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
- Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Помните, что этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других в неудобных, стыдливых ситуациях; они испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.
Застенчивые дети очень внушаемы, поэтому:
- Не ставьте их в позицию неопределённости, неизвестности.
- Не включайтесь в игру их болезней, давайте им работу, когда они здоровы.
- Включайте их в общественные посильные дела.
- Хвалите их за самостоятельность.
- Стимулируйте их личную ответственность.
- Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте. Отношения с застенчивым ребёнком должны быть ровные, открытые. Он должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относите к его поступку, а не к личности. Вы должны успокоить ребёнка.
- Если уровень притязаний ребёнка завышен, то помогите найти адекватный.
- Будьте осторожны с передачей стрессовой информации. Не допускайте, чтобы ребёнок выбегал из класса - это опасно. Сразу же следуйте за ним. Даже когда он расстроен, не выводите его из класса. Освободите на время его от работы - дайте ему время успокоиться.
- Позволяйте иногда отвечать ему с места или письменно.
Как правило, эти дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное - ошибиться или подвести кого-либо. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
- Никогда не оскорбляйте их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
- Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость от них. Лучше несколько дистанцироваться от них.
- Не боритесь с ними в открытую, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать их особенности и бурные реакции.
4.Останавливайте их спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте их поведение только после их успокоения.
- Не отвергайте их, т.к. они очень мстительны.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.
- Наделите агрессивного ребёнка какой-либо ответственностью в школе.
- Учитывайте, что перед сильными у агрессивного ребёнка появляются в поведении элементы раболепия, а перед слабыми - агрессии.
- Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребёнка, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
- Воинственность ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
- Не разряжайте своё плохое настроение на таких детях.
- Найдите повод похвалить их, особенно спустя некоторое время после наказания - дети убедятся, что претензии были не лично к ним, а к их поступкам.