Обобщенный опыт
по оказанию психологической помощи
участникам образовательного процесса
Шалик Наталия Викентьевна,
педагог – психолог первой квалификационной категории
ГУО «Клецкая средняя школа №2»
Вопросы психологического здоровья людей решают исследователи самых разных областей науки: медики, психологи, педагоги, философы. Занимаясь образованием и развитием ребенка, педагогам следует обратить особое внимание на духовное развитие и становление личности подростка. Роль школьного психолога заключается в сохранении здоровья всех участников образовательного процесса путем психологического сопровождения образовательного процесса и включает в себя профилактическую работу, диагностику, развивающую деятельность, консультирование. Система работы школьного психолога состоит из четырех этапов.
На первом этапе успешность обучения ребенка зависит от взаимоотношений ребенка с родителями, от сформированности базовых компонентов обучения и развития. Основное внимание уделяю повышению психолого-педагогической компетентности родителей в плане формирования базовых компонентов развития: общей осведомленности, внимания, памяти, мышления, познавательной активности. Развивающие занятия ориентированы на создание социально психологических условий развития школьников, а психокоррекционные – на решение в процессе занятий конкретных вопросов обучения, поведения или психологического самочувствия. Выбор формы работы определяется результатами исследований. Психокоррекционная работа проводится в индивидуальном режиме. Диагностическая работа проводится по нескольким направлениям: - выявление сформированности предпосылок к учебной деятельности; - диагностика мотивационной сферы учащихся, творческих способностей; - диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы. Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы первоклассника влияют на адаптацию и дальнейшее обучение.
На втором этапе совместно с классными руководителями 5 классов провожу коррекционно-развивающие занятия «Я – пятиклассник», «Познай себя», «Первый раз в пятый класс», занятия с элементами тренинга на снятие агрессивности, неуверенного поведения.
Для подростков с девиантным поведением предусмотрены индивидуальные занятия. Детям необходимо предоставить возможность почувствовать уверенность и поддержку со стороны сверстников. Опора на субъективно-успешную (интересную, привлекательную, любопытную) для ребенка область знаний или деятельности оказывает прогрессивное влияние на становление личности. На занятиях «Путь к вершине» школьники занимаются аутогенной тренировкой, развивают способности, определяют жизненные приоритеты.
Уделяется внимание формированию у детей ценности здорового образа жизни, сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья, формирование личной ответственности за свое поведение. Используются такие формы работы с детьми, как индивидуальные профилактические беседы, занятия с элементами тренинга, круглые столы, дискуссии, просмотр видеофильмов, составление коллажа: деловая игра «Секреты здоровья», турнир «Здоровье – это здорово!», час общения «Полезный разговор о вредных привычках», занятие с элементами тренинга «Курение? Да/нет…твой выбор», час информации «Мифы и реальность про электронные сигареты», час безопасности «Защита информации в современном мире. Правила поведения в интернет-пространстве», занятие -видеоурок «STOP – наркотик!», лаборатория коллажей «Формула успеха - здоровье» и др.
Разрабатываются и распространяются профилактические листовки, буклеты: «Вредные привычки: алкоголь, курение, наркотик», «Мы за ЗОЖ!», «Сохрани себя для жизни. Спасайся от спайсов!», «Жить - здорово!» и др.
Работая со старшеклассниками акцент делаю на выявление интересов и склонностей учащихся, с правилами выбора профессии и современными требованиями к специалисту на рынке труда («Формула выбора профессии», «Кем быть? Кем стать?», «В мире современных профессий», «Условия оптимального выбора профессии»).
Во время любого контроля знаний ученика, будь то вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование, экзамен для сохранения психологического здоровья каждый учитель должен соблюдать психолого-педагогические и этические нормы и требования, принять во внимание индивидуальные особенности отвечающего, быть справедливым и доброжелательным.
Одно из направлений моей работы «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса во время подготовки к ЦЭ и ЦТ».С целью снижения стрессоопасного состояния и оказания действенной помощи провожу для учащихся психодиагностическое обследование, тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения. Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработке поведенческой стратегии школьникам легче справиться с психологической нагрузкой в экзаменационный период («Как вести себя во время экзаменационного тестирования», «Как справиться со стрессом в школе», «Законы памяти», «Готовимся к экзаменам», «Как противостоять стрессу во время экзамена», «Секреты успешной сдачи ЦЭ и ЦТ»).
К эффективным формам работы можно отнести мероприятия с привлечением представителей общественности (Клецкий РОВД,УЗ «Клецкая ЦРБ»), что, бесспорно, способствует приобретению учащимися социально значимых умений и навыков. На таких мероприятиях учащиеся включаются в работу: - задают вопросы и обсуждают их; - учатся отстаивать свою позицию, аргументируя ее конкретными фактами; - стремятся понять суть проблемы и, в конечном итоге, – принимают правильное решение.
С целью реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» изучаю условия жизни и ближайшее социальное окружение учащихся.
Убеждена, что сохранить психологическое здоровье ребенка можно создав благоприятный психологический климат в коллективе, если каждый педагог понимает свои проблемы и стремится найти и устранить их причины. Темы и содержание занятий дают подросткам знания, на основании которых, они могут сделать осознанный выбор своего поведения.
Я считаю, что результатом при таком подходе является психологически здоровый ребенок, способный:
креативно мыслить; проявлять толерантность в общении и чувство эмпатии к окружающим; аргументировано высказывать и защищать свою точку зрения; анализировать ситуацию и видеть перспективы развития.
Именно такой ребенок способен к дальнейшему личностному росту и успешности во взрослой жизни.
свернуть