Страничка учителя-дефектолога

Государственное учреждение образования « Клецкая средняя школа №2»

Время работы учителя- дефектолога

ПОНЕДЕЛЬНИК

11.00-15.20

ВТОРНИК

8.55-15.25

СРЕДА

9.55-15.20

ЧЕТВЕРГ

9.50-14.30

ПЯТНИЦА

12.00-14.30

Уважаемые родители!

Уважаемые родители! Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к учителю-дефектологу в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что учитель-дефектолог делает в школе?». В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них. Что делает учитель-дефектолог?
развернуть

Основные направления работы учителя-дефектолога в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью коррекционно-педагогической помощи является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие фонематического слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, быть понимаемым для педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-дефектологом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей.

Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:

 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка – шапка, теловек – человек, вопата – лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло – дупло, лёбит – любит.

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить – солить, вьезёт – везёт.

6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы – в саду выросли чудесные розы.

Каковы же причины возникновения этих ошибок?

Наследственность.

  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Всё это приведёт к тому, что ребёнку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
  • Нарушение звукопроизношения. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяет один звук другим. Внимание требуют дети, имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Дети пишут с опорой на проговаривание. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки.
  • Нарушение фонематического слуха. Так ребенок снормальным слухом, с замечательным музыкальным слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по твёрдости- мягкосити : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др.). Если ребёнок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи в виде замен одних букв другими.
  • Ошибки в виде пропусков, добавлений, перестановок букв и слогов возникают у детей, которые не умеют анализировать слова(не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).
  • Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.

Когда и зачем нужны коррекционно-педагогические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к учителю-дефектологу своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, занимавшиеся в детском саду с учителем-дефектологом, находятся под особым контролем у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, вы делаете большую ошибку.

Задачи учителя-дефектолога школы несколько иные, чем у учителя-дефектолога дошкольного учреждения. Учитель-дефектолог в школе занимается исправлением недостатков письменной речи и чтения, а также профилактикой этих нарушений.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у учителя-дефектолога, которое помогает наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на коррекционно-педагогические занятия приглашаются учащиеся с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Учитель-дефектолог проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия 2-4 раза в неделю. 

Необходимость в дальнейшем обучении с учителем-дефектологом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

свернуть

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители! Перед вами перечень упражнений и рекомендаций, которые помогут вашему ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнять регулярно.
развернуть

1. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п.

2. Подбор слов на заданный звук.

«Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с]» и т.п.

3. Определение первого и последнего звука.

«Назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын».

4. Определение количества и последовательности звуков в простых словах.

«Скажи, сколько звуков в слове «лук», «муха», назови первый, второй, третий звук этих слов» и т.п. Материал нужно постепенно усложнять, подбирая слова из пяти, шести, семи звуков. Для упрощения подсчета количества звуков в слове ребенок может использовать пальцы руки, загибая их при назывании каждого звука.

5. Деление слов на слоги.

Перед тем, как обучать ребенка делению слов на слоги, нужно объяснить ему, что звуки речи бывают гласными и согласными. Гласные звуки – это те звуки, которые поются, тянутся. Обозначаем мы их красным цветом. Рассмотрите с ребенком алфавит, назовите вместе с ним гласные звуки. Согласные звуки – это те звуки, которые нельзя пропеть и которые встречают во рту преграду. Например, звук [п] – не поется, не тянется и встречает во рту преграду в виде губ. Называйте ребенку разные звуки и просите его определить, какой это звук: гласный или согласный и объяснить, почему он так считает.

Только после того, как ребенок четко различает гласные и согласные звуки, следует переходить к делению слов на слоги. Ребенку следует запомнить правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Начинать работу следует с простых слов. Для облегчения работы можно попросить ребенка «прохлопать» слоги. Например, слово «ЛУНА» Давай «прохлопаем» это слово ЛУ-НА. Сколько раз ты хлопнул? (Два.) Значит, сколько слогов в этом слове? (Два.). Назови первый слог. (ЛУ). Какая там гласная? (У). Назови второй слог (НА). Какая там гласная? (А). Сколько гласных в этом слове? Назови эти гласные ещё раз. Вспомни правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Сколько гласных у нас получилось? Значит, сколько слогов в этом слове? После такого подробного разбора слово можно записать, проговаривая его по слогам.

Далее подчеркнуть в этом слове красным карандашом гласные.

Вертикальной чертой разделить слово на слоги. ЛУ│НА.

Точно так же следует работать и с другими словами, постепенно усложняя материал. Особое внимание следует обратить на слова со стечением согласных.

Например, КОШКА. Следует объяснить ребенку, что звуки Ш и К «не хотят дружить» и «расходятся» в разные слоги. Поэтому такие слова делятся на слоги следующим образом: КОШ│КА.

Когда ребенок научится делить слова на слоги самостоятельно и безошибочно, можно диктовать ему диктанты слов, а также предложить следующее задание: «Распредели слова в три столбика». Чертятся три столбика. Первый столбик называется «1», второй столбик – «2», третий столбик – «3» Вы диктуете ребенку слова и просите ребенка слова с одним слогом записать в первый столбик, слова с двумя и тремя слогами – во второй и третий столбики соответственно. При этом, когда ребенок записывает слова, попросите его предварительно вслух проговорить слово по слогам, а также проговаривать слово по слогам во время его написания.

6. Запись предложений.

Перед тем, как записывать предложения, следует вспомнить, что все слова в предложении пишутся раздельно. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Также перед записью предложения следует составить его графическую схему. Например: «Саша ест кашу». Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье. Начерти столько черточек, сколько слов в этом предложении.

──  ──  ── 

Первое слово пишется с какой буквы? (С большой.)

Почему? (Потому что это начало предложения и это имя собственное.) Большую букву на схеме мы обозначаем уголочком. Что ставим в конце предложения? (Точку.) В итоге должна получится следующая схема:

└─  ──  ──  ∙

После того, как схема составлена, следует проговорить каждое слово по слогам и записать предложение, опираясь на схему.

Далее следует увеличивать количество слов в предложении, добавлять предлоги и имена собственные. Например, Утром Маша пошла в лес. Схема этого предложения будет выглядеть следующим образом:

└─  └─  ──  ──  ──  ∙

7. Чтение.

Перед тем, как обучать ребенка чтению следует убедиться, что ребенок знает все буквы русского алфавита. Если ребенок не может запомнить букву, то для её запоминания следует попросить ребенка нарисовать эту букву, разукрасить её, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, найти эту букву в тексте и обвести или зачеркнуть её и т.п.

Обучение чтению следует начинать со слогов. При этом нужно помнить, что произносим мы звуки, а не буквы. Например, звук [м], а не «мэ» или «эм».

Также перед тем, как ребенок будет читать слоги, полезно их проговорить устно. Например, «а» «м» – что получится? «ам»; «т» «а» – что получится? «та» .

Только после того, как ребенок научился хорошо читать слоги, следует переходить к чтению слов и только потом к чтению предложений. Для более успешного овладения навыками чтения можно воспользоваться «Букварем» таких авторов, как Ткаченко Т.А., Жукова Н.С.

8. Развитие словарного запаса.

Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» – это ... ? или «сапоги», «туфли», «босоножки» – это ... ?

9. Развитие связной речи.

Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин.

При пересказе сказок или небольших рассказов он не должен нуждаться в дополнительных вопросах и стимулирующей помощи такого типа: «О чем говорилось в рассказе?», «Как звали мальчика?», «Вспомни, что было дальше». Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой.

10. Ориентировка в пространстве.

Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» – «потом», «сзади» – «спереди», «старше» – «моложе».

Удачи Вам и Вашему ребенку!

свернуть

Консультация  

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
развернуть

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка; всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей, но – это дело не только школы, но и родителей. Именно родители могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой.

Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.

  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей .

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:

  • Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  • Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
  • При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
  • Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми:

  • Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
  • Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.
  • Начинайте приготовление уроков с менее сложных, затем переходите к более сложным.
  • Во время приготовления домашних заданий через каждые 30 минут работы давайте возможность ребёнку отдохнуть 10-15 минут, желательно провести физкультминутку под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
  • Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

Школьные трудности леворуких детей.

Ещё одна группа детей, вызывающая большую тревогу у родителей – леворукие дети. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.

Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребёнку?

Советы родителям леворуких детей.

  • Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  • Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  • Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом.Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  • Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  • Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми.

  • Научите ребёнка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.
  • Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребёнок может использовать по своему усмотрению.
  • Дать возможность ребёнку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.
  • Следить, чтобы ребёнок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещённость правой стороны стола.
  • Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школевозникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно неконструктивную позицию ребёнка начинают стыдить, ругать, всячески давить на него и наказывать, подразумевая, что эти меры как-то помогут ребёнку начать учиться лучше.

Хочется, чтобы вы правильно поняли положение дел и предприняли все меры к тому, чтобы помочь ребёнку справиться со школьными трудностями.

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Проблемы в учёбе – заботы родителей. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

  • Спокойствие, только спокойствие!
  • Больше позитивастарайтесь относиться к домашним заданиям и вообще учёбе в школе полегче, с оптимизмом, с юмором, игрой, а главное с верой в своего ребёнка. Подбадривайте его и замечайте малейшие успехи, обязательно хвалите каждый шаг вперёд, каждое усилие. Без положительного подкрепления ребёнок никогда не полюбит учиться!
  • Забудьте всё, что вывспоминаете о своей школьной поре, перестаньте сравнивать! Сколько лет прошло? Не меньше двадцати? Всё изменилось!
  • Примите как данность: новые государственные стандарты образования составлены таким образом, чтобы родители помогали детям вучёбе, во всяком случае, в начальной школе. Нравится вам это или нет, но без вашей помощи ребёнок программой не овладеет. Даже если ему легко даются самые серьёзные предметы русский язык и математика, вы обязательно должны слушать, как ребёнок читает тексты по литературному чтению, его пересказы. Сейчас в школах очень трудная программа по курсу «Окружающий мир». Многие задания по этому предмету ребёнок может выполнить только с помощью взрослого!
  • Никогда, нипри каких обстоятельствах не говорите в присутствии ребёнка (даже если вам кажется, что он не слышит) плохо о школе, учителях, директоре, программах, учебниках, уровне образования и т.д. Во-первых, у ребёнка будет достаточно и своих отрицательных эмоций, связанных со школой. Не надо ему добавлять ваши. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать школьные правила, учителей, директора, учебные программы.А как можно уважать то, что родная мама критикует?
  • Никогда невыражайте свои сомнения в способностях вашего ребёнка к обучению! Вы подорвёте веру ребёнка в свои силы, а если ребёнок будет слышать это часто, упадёт самооценка, а там недалеко и до проблем с успеваемостью.
  • Скакими бы трудностями ни встретился ребёнок, ваша родительская обязанность помогать (а не ругать, стыдить или наказывать). Ребёнку не хватило каких-то ресурсов для освоения всех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, у него недостаточно развиты психические процессы внимание, память, мышление, но это не вина его, а беда. Он был недостаточно подготовлен к школе!
  • Уважайте своего ребёнка! Некричите, не обзывайте, ни в коем случае не применяйте физические наказания. Вы закладываете будущее вашего сына или дочери вы хотите, чтобы в нём было насилие и грубость?
  • Соблюдайте нормальный режим дня. Ученик начальной школы должен спать неменее 9 часов! Каждый день ребёнку надо гулять не меньше часа, а лучше два. Не ленитесь и не заменяйте прогулку посещением кружков и секций. Здоровье — это самое главное!
  • Ограничивайте время просмотраТВ и общения с компьютером и другими электронными устройствами. 60 минут в день это максимум! Ребёнок обязательно найдёт себе более полезные занятия, если вы сможете ограничить пустое времяпрепровождение у компьютера и телевизора. Берите этот аспект под контроль сейчас: чем старше ребёнок, тем меньше надежды переломить ситуацию.
  • Помогать ребёнку выполнять домашние заданияэто не значит делать их за него или подсказывать. Это значит быть рядом и быть внимательным к ребёнку, видеть, с чем он справляется сам, а где ему нужна ваша помощь. С тем, в чём вы ему сейчас помогаете, ребёнок через некоторое время обязательно начнёт справляться сам!
  • При выполнении домашнего задания через 30-40 минут необходимо делать перерывы 5-10 минут.

Существуют номы продолжительности подготовки домашнего задания:

1 класс – 1 час

2 класс – 1, 5 часа

3-4 класс – 2 часа

Выполнять домашнее задание целесообразнее всего с 15 до 17 часов.

13.Если ваш ребёнок по каким-то причинам пропустил занятия, обязательно

поинтересуйтесь, что проходили в классе и выполните задания, чтобы

ребёнок не отстал от своих сверстников.

14.У маленького школьника должна быть выработана привычка к

неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка

заниматься и заниматься добросовестно. Уроки должны быть сделаны всегда.

15.Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная

совместная работа с ребёнком. Помните: ему одному не справиться со своими

проблемами. Наберитесь терпения, ведь работа по преодолению школьных

трудностей очень утомительная и требует умения сдерживаться, не

повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько

раз.

14.Расширяйте кругозор ребёнка! Хотя бы два раза в месяц (а если сможете,

то и почаще) выбирайтесь в «культпоходы» в музей, в театр. Используйте

каждую возможность показать и рассказать ребёнку что-то новое, пусть

на первый взгляд это и не кажется таким уж важным.

Желаю вам и вашим детям успехов в учёбе и интереса к получению новых знаний!

 

свернуть

Внимание на... внимание!

развернуть

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не избежал бы перегрузки.

Не обращать внимание на то, что делаешь, можно только тогда, когда это действие совершается “на автомате”. Например, взрослому не нужно думать, как держать ручку и как писать определённую букву. Он сконцентрирован на сути того, что пишет. А вот ученику 1—3 классов при письме внимание просто необходимо!

К сожалению, неустойчивость внимания у учеников начальной школы — распространённая беда.
Но с ней можно справиться, если взрослые начнут активно  помогать ребёнку.

свернуть